В экспозиции «История денег» представлены уникальные монеты, штемпельный инструмент, редчайшие предметы бонистики (включая неутвержденные проекты банкнот). Многие из этих предметов выставляются для широкой публики впервые.
Рубль 1654 г. Серебро. Московский (Новый) денежный двор.
В 1654 году в России началась денежная реформа, в ходе которой были отчеканены первые рублевые монеты. По указу царя на специально построенном Новом денежном дворе в Москве стали чеканить серебряные рубли и полуполтины и медные полтинники. По свидетельству современника, русские бояре целовали рубли с портретом царя, выражая свое почтение к государю. Однако новые рубли были неполноценными: они чеканились прямо на европейских серебряных талерах, которые содержали серебра не на 100, а только на 64 копейки. Очень скоро чеканка рублей была прекращена. До нас их дошло лишь около сорока таких монет.
Рубль 1724 г. Серебро. Санкт-Петербургский (Коллежский) монетный двор. Медальер: А. Шульц (?). Диаметр: 43,5 мм. Вес: 28,31 г. Гурт: шнуровидная насечка.
Перед вами – одна из первых монет, выпущенных в Санкт-Петербурге через три года после того, как Петр I стал императором. Этот рубль равен талеру – международной торговой монете того времени. Подобные монеты стали чеканиться в России в начала XVIII века.
Червонец 1729 г. Золото 980°. Московский (Красный) монетный двор. Диаметр: 22 мм. Вес: 3,45 г. Гурт: гладкий
Червонцами в России называли дукаты – европейские золотые торговые монеты. При Петре I начали выпуск русских дукатов-червонцев для платежей за границей. Перед вами – червонец, выпущенный небольшим тиражом в короткое правление Петра II.
Рубль 1736 г. Серебро 802°. Санкт-Петербургский монетный двор (в бывших палатах кн. Прозоровского). Медальер: И.-К. Хедлингер. Диаметр: 41 мм. Вес: 25,35 г. Гурт: узорный орнамент
В 1736 году в Россию был приглашен знаменитый европейский медальер И.-К. Хедлингер, который, в числе прочего, исполнил штемпели серебряного рублевика с очень выразительным мастерски исполненным портретом императрицы. В Петербурге, в бывших палатах князя Прозоровского (монетный двор в Петропавловской крепости до 1738 года был закрыт) этими штемпелями было сделано всего 2671 рублевая монета. Эти монеты сделаны из первого российского серебра, добытого в количестве нескольких пудов на острове Медвежий.
Рубль 1741 г. Серебро 802°. Санкт-Петербургский монетный двор. Диаметр: 43,5 мм. Вес: 25,51 г. Гурт: узорный орнамент.
В 1740 году на российском престоле оказался младенец Иван Антонович. Уже через год он был свергнут дочерью Петра Великого Елизаветой и погиб в тюрьме в 1764 году. Интересно, что на монетах Иван Антонович назван «Иоанном III», считая от первого российского царя Ивана Грозного. Монеты чеканились до переворота Елизаветы Петровны, а позже изымались из обращения по политическим соображениям. За время правления Елизаветы было издано четыре указа об их изъятии, и каждый раз наказание за «утайку» этих монет ужесточалось.
Рубль 1757 г. Серебро 802°. Санкт-Петербургский монетный двор. Медальер: Ж.-А. Дасье. Диаметр: 39,5 мм. Вес: 26,62 г. Гурт: надпись «С.-ПЕТЕРБУРХСКОГО МОНЕТНАГО ДВОРА».
В 1750-е годы в Россию был приглашен медальер Ж.-А. Дасье. Он создал портреты императрицы для серебряных рублей и золотых империалов и новый рисунок гербового орла. Портрет работы Дасье продержался на монетах лишь один год (1757-й), а орел использовался и позже.
Рубль 1762 г. Серебро 802°. Санкт-Петербургский монетный двор. Медальер: С. Ю. Юдин. Диаметр: 39,5 мм. Вес: 26,09 г. Гурт: надпись «С. ПЕТЕРБУРХСКАГО МОНЕТНАГО ДВОРА».
На серебряных рублях Петра I и Петра II помещалась крестообразная композиция из букв «П» и цифр «I» или «II». В 1762 году, когда на престол вступил Петр III, был отчеканен пробный рубль аналогичного оформления. Штемпели для него резал С. Ю. Юдин – один из самых талантливых русских медальеров той эпохи. Однако этот вариант был забракован, и на реверсе монет остался гербовый орел. Пробные рублевики 1762 года – одни из самых редких монет России XVIII века.
37 рублей 50 копеек – 100 франков 1902 г. Золото 900°. Санкт-Петербургский монетный двор. Медальеры: А. Ф. Васютинский, А. А. Грилихес (отец). Диаметр: 33,5 мм. Вес: 32,33 г. Гурт: надпись «ЧИСТАГО ЗОЛОТА 6 ЗОЛОТНИКОВ 77,4 ДОЛИ ▪»
На монетах Николая II портрет повернут влево, что противоречит российской традиции, зато согласуется с английской, где каждый последующий монарх на монетах «смотрит» в противоположную сторону. Монета с самым экзотическим в российской истории номиналом – 37 рублей 50 копеек – 100 франков – относится к донативным, предназначавшимся для подарков высокопоставленным лицам. Ее тираж – немногим более 200 экземпляров. Большинство таких монет были розданы членам французской правительственной делегации, прибывшей во главе с президентом Э. Лубе в Санкт-Петербург в мае 1902 года.
Один червонец 1925 г. Золото 900°. Ленинградский монетный двор. Диаметр: 22,6 мм. Вес: 8,27 г. Гурт: надпись «ЧИСТОГО ЗОЛОТА 7,74234 ГРАММА (П.Л.)»
Одним из мероприятий денежной реформы, проведенной в Советской России в 1922 – 1924 годах стал выпуск новых золотых монет – червонцев. В 1923 году были отчеканены червонцы с гербом РСФСР. В том же году, после образования СССР был разработан рисунок общесоюзного герба, что повлекло за собой изменение оформления монет. Однако червонцы, датированные 1925 годом, в обращение так и не попали.
100 рублей 1970 г. (памятные). Золото 900°. Ленинградский монетный двор. Диаметр: 50 мм. Вес: 103,19 г. Гурт: рубчатая насечка.
Самая массовая памятная монета СССР была выпущена к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, отмечавшемуся в 1970 году. Это был рубль, отчеканенный в медно-никелевом сплаве. Однако в период подготовки юбилейных торжеств велась разработка памятных монет номиналом больше рубля. Свидетельство тому – множество эскизов, сохранившихся в фондах Гознака комплект пробных золотых монет достоинством 10, 25, 50 и 100 рублей. Они были отчеканены в 1969 году, но не были утверждены к массовому выпуску.
В январе 1769 года в России по указу императрицы Екатерины II, были выпущены первые российские бумажные денежные знаки – ассигнации. Печатались они в Сенатской типографии в Петербурге, а бумага для них отливалась на фабрике в Красном селе. Печатались ассигнации номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей. Они разменивались на медные монеты. Ассигнации первых лет выпуска – исключительная редкость. До наших дней таких банкнот дошли считанные единицы. В собрании Гознака их две – 25 рублей 1769 и 100 рублей 1779 года.
В конце XVIII в. было решено выпустить новые ассигнации, усложнив их оформление. В 1802 – 1803 гг. новые банкноты были отпечатаны, но в обращение они не выпускались, а хранились в Ассигнационном банке. Однако заменить старые ассигнации новыми было невозможно из-за технических трудностей, а тиражи ассигнаций старого образца во второй половине 1800-х гг. возросли. Поэтому новые ассигнации были сожжены, так и не дождавшись своего часа. До наших дней дошли лишь несколько этих банкнот, и они считаются величайшей редкостью. В собрании Гознака есть ассигнации этого образца разных номиналов, а также пробные оттиски.
В 1818 гг. в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки была открыта особая фабрика – Экспедиция заготовления государственных бумаг. Здесь впервые в России сосредоточился весь цикл производства бумажных денег – ассигнаций. Экспедиция дала начало современному акционерному обществу «Гознак». Уже в год основания Экспедиция стала печатать ассигнации – сначала 25- и 50-рублевые, а через год – 5-, 10-, и 100-рублевые банкноты. По традиции банкноты мелких достоинств печатались на цветной бумаге: 5-рублевые на синей, 10-рублевые – на красной.
В конце 60-х гг. XIX в. в России были выпущены кредитные билеты новых образцов. На них были портреты великих князей, царей и императоров. На самом крупном – 100-рублевом билете была изображена императрица Екатерина II. В феврале 1869 г. Александр II утвердил новую 100-рублевку. В собрании Гознака хранятся образцы этой банкноты с памятной записью об утверждении императором.
В 1909 г. были утверждены новые кредитные билеты «средних» номиналов – 5, 10 и 25 рублей. Их оформление так и не менялось до революции. Образцы новых билетов в Экспедиции заготовления государственных бумаг прикрепили к особому паспарту и подали на утверждение императору, который поставил свой автограф – надпись «Утверждаю». Заверил эту надпись премьер-министр П. А. Столыпин. После утверждения новые билеты стали печатать массово, и вскоре выпустили их в обращение.
В 1922 – 1924 гг. в Советской России прошла денежная реформа, призванная вывести финансовую систему из кризиса, в котором она находилась после Первой мировой войны и революционных потрясений. В рамках реформы было решено выпустить новые банкноты – червонцы, обеспеченные золотом. Предполагалось, что червонцы будут размениваться на золотые монеты, как до войны (на них имелась помета «начало размена устанавливается особым правительственным актом»), но размен разрешен так и не был. После широкой пропагандистской кампании червонец укрепился, и денежное хозяйство было стабилизировано. Один червонец был приравнен к 10 рублям, и крупные купюры номинировались не в рублях, а в червонцах. Так было до денежной реформы 1947 г.
В 1938 г. вышла серия новых советских казначейских билетов достоинством 1, 3 и 5 рублей. На рубле был изображен шахтер, на «трешке» – красноармеец, на «пятерке» – летчик-парашютист. Однако изначально перед художником стояла задача изобразить на купюре пятирублёвого достоинства женщину. Народный комиссар финансов СССР Г. Ф. Гринько в феврале 1937 г. утвердил рисунок, на котором была изображена женщина в костюме. После этого было изготовлено клише и сделаны пробные оттиски лицевой стороны. Однако по каким-то причинам дальше процесс изготовления не пошел. В октябре 1937 г. были созданы проекты с изображением парашютиста, один из них и был реализован.
В 1940 г. коллектив художников Гознака во главе с И. И. Дубасовым подготовил серию эскизов новых советских банкнот с портретами революционеров – В. В. Куйбышева, М. В. Фрунзе, Я. М. Свердлова и др. Вероятно, эти банкноты планировалось выпустить к 25-летию Октябрьской революции в 1942 г., однако из-за начавшейся войны этого сделано не было. На 10 червонцах должен был быть портрет Ф. Э. Дзержинского. Интересно, что на оборотной стороне изображен паровоз ИС («Иосиф Сталин»), а не ФД («Феликс Дзержинский»).
Во время Великой Отечественной войны работы по созданию денежных знаков не прекращались. В 1942–1943 гг. была создана серия проектов банкнот с изображениями полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, А. В. Суворова и М. И. Кутузова. На обороте запечатлены битвы, которыми командовали эти военачальники. На самой крупной купюре достоинством 25 червонцев предполагалось поместить портрет В. И. Ленина и на штурм Зимнего дворца в октябре 1917 года. Появление таких эскизов было закономерно – в годы войны очень велик был интерес к военной истории России, были «реабилитрованы» многие деятели прошлого.
В 1995 г. в обращение в России вышли банкноты так называемой «городской серии». На них были изображены достопримечательности городов России – Владивостока, Новгорода, Красноярска, Санкт-Петербурга и Москвы. Позднее, в 1997 г., с банкнот «исчезли» три ноля, и были выпущены банкноты, которые остаются в обороте и сегодня. Созданию каждой банкноты предшествует длительная работа сотрудников Гознака. Прежде, чем выпустить в 2006 году банкноту самого крупного номинала – 5000 рублей – было сделано немало ее проектов с видами Смоленска, Петропавловска Камчатского, Владимира, Таганрога и Хабаровска. В итоге был утвержден вариант с видами Хабаровска и памятником Н. Н. Муравьеву-Амурскому, а неутвержденные варианты сохранились в собрании Гознака.
США, Нью-Йорк (по российскому заказу). Сталь, бронза. Высота 6 см.
Копилки часто использовали для рекламных кампаний банковских и кредитных организаций. Журнал «Вестник финансов, промышленности и торговли» еще в 1907 году писал о таком «новом способе приема сбережений от своих клиентов на дому», изобретенном Парижской сберегательной кассой. Копилки выдавали в банке напрокат. Эта практика была распространена во всем мире, в том числе в России. Такие типовые копилки производились в Нью-Йорке. Корпус копилки покупался в Америке, а вот металлическая табличка с названием организации – шильдик – производилась уже в России. Особенностью этих копилок в том, что в них можно было складывать не только монеты через щель с одной стороны копилки, но и банкноты – через небольшое круглое отверстие сбоку. Для этого банкноту предварительно сворачивали в тугую трубочку.
СССР, Ленинградский монетный двор. Никелировнная латунь, сталь (ручка). Высота 7,5 см.
После окончания Гражданской войны, в 1922 – 1924 годах в советском государстве прошла денежная реформа. В результате реформы были открыты сберегательные кассы. Одновременно со сберкнижкой будущим вкладчикам бесплатно выдавали специальные копилки, которые должны были помочь накопить минимальный вклад. Копилку нужно было забрать домой, а ключ от нее оставался в сберкассе. Накопив деньги, вкладчик приносил ее снова в сберкассу, и сотрудник кассы открывал копилку, тут же кладя деньги ему на счет. Если сумма для первого вклада накапливалась менее, чем за год, то копилка оставалась у вкладчика в качестве памятного подарка. Для рекламы Сберкасс по заказу Центрального управления государственными сберегательными кассами в были выпущены несколько художественных агитационных фильмов «Чудесная книжка» (1925) и «Без ключа» (1928), призывающие хранить деньги в сберегательной кассе.
СССР. Жесть. Высота 11 см.
В первые годы существования СССР копилки нередко выступали в роли агитационного инструмента. К десятилетию советской власти были выпущены копилки с лозунгом «Трудовая копейка советский рубль бережет». В верхней части копилки находится надпись «Выпуск Деткомиссии при ВЦИК. Пролетарии всех стран соединяйтесь!». Средства Деткома – Комиссии по улучшению жизни детей, созданной в связи с резким ростом детской беспризорности – формировались за счёт различных сборов. Вероятно, доходы от продажи этой копилки шли в пользу Деткомиссии. После свертывания НЭПа производство копилок сочли буржуазным пережитком и на государственном уровне в прежнем количестве они уже не выпускались.
Российская империя, Тула, фирма бр. Чеботаревых. Бронза. Высота 3,5 см.
Изначально кружки для сбора пожертвований появились в храмах. Они представляли собой жестяной сосуд с узкой скважиной на крышке и с замком. Затем такие кружки стали устанавливать под иконами в гостиных дворах, кондитерских, на рынках, железнодорожных станциях. В начале XX века сборщики с кружками стали часто появляться на улицах, прося средства на нужды сирот, больных и бедных. Кружки, копилки, ящики для сбора пожертвований были разной формы и размеров. Копилка из Музея истории денег была сделана в Туле, в мастерской братьев Чеботаревых. В этой мастерской изготавливали не только подобные копилки, но и подсвечники, и другие предметы интерьера. Небольшой размер копилки и ушко сбоку свидетельствует о том, что она была предназначена для монет совсем небольшого номинала. Маленькое ушко позволяло вешать копилку на верёвке на шею.
Франция. Кожа, белый металл. Высота 6,4 см.
Долгое время значение монет в денежном обращение было велико. Существовали кошельки исключительно для металлических денег. Кошелек, представленный в Музее истории денег, – один из них. Основная часть кошелька была сшита из кусочков кожи. К ней крепился металлический монетоприемник. Монету в него можно было опустить через отверстие, не открывая кошелька. При этом достать деньги можно было только открыв крышку.
Российская империя. Бисер, ткань, белый металл. Максимальная высота – 10 см., максимальная ширина 9 см.
Дамские кошельки были, как правило, меньше по размеру, чем мужские, но имели схожую форму: на металлический каркас крепился небольшой мешочек. Часто дамские кошельки украшались вышивкой, бисером, иногда – серебряными и даже золотыми накладками, вензелями и т. п. Кошелек из коллекции Музея истории денег был сделан на заказ. На нём вышита инициалы владелицы: «И. Ф.» и дата «1902». По-видимому, он был подарен владелице в честь какого-то памятного события.
Западная Европа (?). Кожа, ткань, белый металл, дерево. Максимальная высота – 6,4 см., максимальная ширина 10,3 см.
Для людей, постоянно имеющих дело с деньгами, продавали кошельки, в которые были вмонтированы миниатюрные счеты. Отделения кошелька для монет и банкнот закрывались отдельной защелкой, счеты – отдельной. Это не давало деньгам возможности выпасть, когда владельцу нужно было вести подсчеты.
На втором этаже музейной экспозиции В Музее истории денег (на втором этаже экспозиции) представлены предметы, демонстрирующие «непрофильное» использование денег: различные обереги, украшения, элементы народных костюмов и так далее.
Мультимедийный комплекс Музея истории денег является неотъемлемой частью экспозиции. В горизонтальные витрины интегрирована Информационно-справочная система (ИСС), позволяющая узнать всю информацию об экспонатах. В витринах полного видения также загружены более восьми десятков видеороликов об истории и технологиях денежного обращения. Кроме того, в музее установлены семь полностью цифровых инсталляций, позволяющих в интерактивной форме познакомиться с эволюцией российских денежных знаков, технологиями и традициями их создания, а также исторической динамикой цен на товары.
Мы используем файлы cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
подтверждаю