Карл Леберехт: выдающийся медальер и талантливый педагог

08.10.2020

В собрании Гознака сохранились монеты и медали, отчеканенные штемпелями работы выдающегося российского медальера Карла Леберехта. Некоторые из них можно увидеть в экспозиции Музея истории денег.
Родился будущий медальер в Мейнинген в Тюригнии в 1755 году. В середине 1770-х годов приехал В Петербург и стал подмастерьем у резчика по дереву Шварца. С 1778 года начал работать на Санкт-Петербургском монетном дворе.
Его первой работой стала медаль «Екатерина — мать отечества». Она предназначалась для поднесения императрице Екатерине II 1 января 1779 года, однако не была одобрена. Изображение императрицы посчитали чересчур натуралистичным, а выражение лица приторно любезным.
Но последующие работы, созданные медальером в 1779 году, — портреты для медалей в память рождения великого князя Константина Павловича и в память переселения христиан из Крыма — были признаны весьма удачными и принесли Леберехту славу одаренного портретиста.
В 1783 году медальер был направлен в заграничную стажировку продолжительностью 2 года для усовершенствования своего искусства. Проведя ее в Риме, Леберехт увлекся идеями классицизма. В 1785 году он возвратился в Россию и возобновил свою работу на Петербургском монетном дворе.
На рубеже 1780-1790-х годов происходит утверждение классицистического начала в творчестве Леберехта.  Наиболее ярко оно проявилось при создании медали в честь знаменитого полководца А. В. Суворова.
В последнее десятилетие XVIII века Леберехт, помимо работы над созданием медалей, занимался резьбой по камню, что, несомненно, связано с увлечением Екатерины II коллекционированием античных резных камней. Вскоре Леберехт стал наставником по лепке, резьбе на камне и стали будущей императрицы Марии Федоровны.
В 1794 году Леберехт принял русское подданство. Два года спустя он получил чин коллежского асессора с пенсией «за труды в содействии к поспешному выделыванию разменной монеты при учреждении Банковского монетного двора».
В 1797 году Леберехт безвозмездно вырезал новую печать Академии художеств, а в 1800 году стал почетным вольным общником и преподавателем Академии. При его активном участии прошло преобразование класса резания на стали и крепких камнях в Медальерный класс. Число учащихся было увеличено до 20 человек, и что важно — отдельно было оговорено то, что выпускники «должны употреблены быть в службу при Монетном департаменте». Помимо этого, Леберехт проводил обучение в Медальерной палате на Монетном дворе. Среди тех, кто обучался там, был одаренный медальер В. Е. Алексеев и несколько членов семьи Лялиных.
В 1799 году Леберехт стал главным медальером Санкт-Петербургского монетного двора. С этого времени он работал над самыми важными заказами, такими как создание штемпелей лицевых сторон коронационных медалей Александра I 1801 года.
Карл Леберехт был одним из лучших медальеров своего времени. Он получил признание не только в России, но и за рубежом — медальер был почетным членом Берлинской и Стокгольмской Академии художеств. Им было создано большее количество медалей, среди которых наиболее интересны по своему исполнению: медаль в память 100-летия Петербурга, медаль-премия Адмиралтейства за успехи в кораблестроении и кораблевождении, медали в честь А. В. Суворова, Г. А. Потёмкина, А. С. Строганова и др.
Кроме медалей, Леберехт работал и над штемпелями монет. Он – автор пробного портретного рубля Павла I 1796 года и пробных рублей с портретом Александра I 1801 и 1806 – 1807 годов. Эти редкие монеты можно увидеть в экспозиции Музея истории денег.