Лотереи «Автодора»: как это было

16.06.2020

Один из видов продукции Гознака – билеты денежно-вещевых лотерей. Такие лотереи устраивали различные добровольные общества и государственные учреждения СССР. В числе организаторов подобных «азартных игр» среди населения в конце 1920-х – начале 1930-х годов был «Автодор» – общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог.

«Автодор» являлся добровольным общественным объединением, действовавшим в 1927–1935 годах и объединявшим не только профессиональных шоферов, но и автолюбителей. Он был призван содействовать становлению отечественной автомобильной промышленности, развитию транспорта, а также строительству и улучшению дорог на территории СССР.
Для привлечения новых членов, а также денежных средств «Автодор» проводил различные агитационные кампании, что отразилось в художественной литературе. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» есть эпизод, в котором главные герои на своем автомобиле «Антилопа Гну» незаконно участвуют в автопробеге в поддержку «Автодора». При этом Остап Бендер, выступая на митингах в честь этого события, цитирует популярные в то время лозунги, а также придумывает свои: «Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке. Наладим серийное производство советских автомашин. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству».
Сбору средств на постройку и ремонт дорог должно было способствовать также проведение «Автодором» лотерей. Участие в них предоставляло для простых граждан практически единственную возможность официально обрести статус автовладельца. Первая денежная лотерея «Автодора» стартовала летом 1928 года. По правилам, утвержденным Наркомфином РСФСР, билетов было выпущено на 1,5 млн рублей, а разыгрывались в лотерее более 3 тысяч выигрышей на сумму 205,5 тысяч рублей. Кроме главного приза – легкового автомобиля «с содержанием его горючим и смазочным в течение 2 лет», который при желании счастливого обладателя билета могли заменить трактором, – выигрышами служили: 20 заграничных автомобилей или тракторов по 1500 рублей каждый, 20 заграничных мотоциклов, 500 велосипедов мужских и 100 – дамских, 200 прицепных моторов к лодкам, а также 45 различных автомобильных путешествий (одним из условий участия в них было – возмещение заработка на время путешествия). Кроме этого, можно было выиграть подписку на журналы «За рулем» и «Мотор», а также комплекты пособий по изучению автомобильного дела. На лотерейном билете, стоившем 50 копеек, были изображены разные транспортные средства и помещен лозунг лотереи: «Автомобиль – трудящимся!».
В 1930 году прошла вторая всесоюзная авто-лотерея. Билетов было выпущено в два раза больше, на 3 млн рублей. Лотерейные билеты изготавливались по установленному лотерейным комитетом образцу; эскизы доработали художники Московской печатной фабрики Гознака А. Волков и С. Новский. На первом плане билета были изображены рабочий и крестьянин, держащиеся за «баранку» машины, а справа и слева от них по дорогам ездили машины и тракторы.
На лотерейных билетах третьей, четвертой и пятой лотерей – стоимость которых повысилась до 1 рубля – рисунок был одинаковый: изображены были легковая и грузовые машины и трактор. В фондах Гознака сохранился нереализованный эскиз билета пятой лотереи, выполненный С. Новским в 1933 году, на котором изображен держащийся за руль автомобиля шофер.
Билеты последней, шестой, лотереи, проведенной в 1935 году, внешне похожи на предыдущие выпуски. Схожи были и призы: разыгрывались путешествия, автомобили, мотоциклы, велосипеды, швейные машины, часы и т.п.
В том же 1935 году «Автодор» прекратил свое существование.