Как создавалась первая военная марка «Будь героем!»

14.07.2020

Один из разделов новой выставки «Знаки Победы», подготовленной Музеем истории денег АО «Гознак», посвящен маркам времен Великой Отечественной войны. Познакомиться с ними – и другими экспонатами - можно будет сразу, как будут сняты ограничения на работу негосударственных музеев.
В довоенные годы советская филателия находилась на подъеме. Коллекционирование марок было в моде и всячески поддерживалось государством, марки выходили большими тиражами и использовались как средство пропаганды.
«Советские марки предвоенной поры не предвещали ни взрывов, ни смертей, ни разрухи, ни всенародного горя. Они “жили” обычной мирной жизнью: “работали”, “занимались физкультурой и спортом”, “отдыхали”, “укрепляли оборону страны”» – пишет филателист Алексей Сухарев.
С началом войны стилистика оформления марок и их «звучание» изменились. За годы войны по заказу Наркомата связи было выпущено более 150 видов марок.
В августе 1941 года Гознак напечатал первую военную почтовую марку. 30-копеечная марка красного цвета с изображением сцены прощания матери с сыном, уходящим на фронт, и надписью: «Будь героем!» стала настоящим символом борьбы с немецкими захватчиками.
При проектировании этой марки использовался фотоплакат известного советского графика-плакатиста Виктора Корецкого «Будь героем!», выпущенный издательством «Искусство» через неделю после начала войны. Художник вспоминал, что во время посещения спектакля «Мать» по роману Максима Горького его потрясла сцена прощания Ниловны с Павлом. Именно эти впечатления легли в основу сюжета плаката. Для позирования были приглашены статисты; «роль» сына, прощавшегося с матерью, исполнял солдат Московского гарнизона.
Сегодня доподлинно неизвестно, кто именно рисовал почтовую миниатюру: был ли это сам Виктор Корецкий, художник Гознака Иван Дубасов или «авторский коллектив Гознака».  На миниатюре, в отличие от плаката, красноармеец смотрит не на мать, а вдаль. Изменен только один штрих, а мы уже видим не сцену прощания, а момент, когда воин без промедления готов отправиться в путь, на защиту своей Родины.
Специалисты замечают ряд неточностей на рисунке. На голове бойца, уходящего на фронт, каска старого образца (СШ-36). Известно, что в дни начала войны солдат обеспечивали уже новыми шлемами (СШ-40), выпущенными в 1939 – 1940 годах. Кроме того, несмотря на жаркую погоду, которая стояла летом 1941 года, красноармеец одет в шинель, которую, по идее, он должен был нести с собой в скатке, надетой через плечо. Зато на марке зафиксирована другая характерная деталь того времени – красноармеец вооружен винтовкой Мосина образца 1891/1930 годов.
Несмотря на большой тираж, у филателистов марка считается относительно редкой. По одной из версий, склад, где хранился тираж марок, был разбомблен, по другой – из-за резко возросшего объема корреспонденции эти марки быстро исчезли из продажи, по третьей – значительная часть тиража была разослана для реализации в почтовые отделения тех регионов нашей страны, которые впоследствии оказались в зоне немецкой оккупации. На оккупированных территориях вводились другие знаки почтовой оплаты, а советские, скорее всего, были уничтожены.
Редкость этих марок на письмах объясняется еще и тем, что переписка между фронтом и тылом (составляющая в те годы большую часть корреспонденции) должна была доставляться бесплатно и, соответственно, не требовала покупки марок.
На выставке «Знаки Победы» в Доме фондовых капиталов представлен пробный лист марок «Будь героем!» без перфорации с автографом главного художника Гознака И. И. Дубасова.